Синглтон паттерн на Go
Это перевод статьи "Singleton Pattern in Go"
В последние несколько лет популярность Go растет с невероятной скоростью, каким бы удивительным это не было. Go привлекает разработчиков из разных областей ИТ и с различным опытом разработки. Появляется много статей о том, как компании переходят с Ruby на Go, окунаются в мир параллельного/конкурентного подхода для решения задач.
Последние 10 лет Ruby on Rails позволял разработчикам и стартаперам писать довольно мощные системы, как правило, без необходимости вникать в то, как все устроено внутри или беспокоиться о конкурентности и потоко-безопсности кода. Для RoR приложения создание потоков и параллельная работа - вещи довольно редкие. На хостингах и внутри фреймворков используется другой подход, через запуск параллельных процессов. Параллельные серверы, такие как Puma, стали набирать популярность только последние несколько лет, но они тянут за собой много различных проблем, связанных третьесторонними гемами и кодом, не предназначенным для многопоточности.
Теперь, когда много новых разработчиков запрыгнули в лодку языка Go, нам приходится более внимательно и пристально относится к коду, продумывать его поведение и разрабатывать с учетом потоко-безопасности.
Распространенная ошибка
Недавно я начал все чаще и чаще замечать эту ошибку в различных репозиториях c Go проектами. Синглтон, реализация которого абсолютна небезопасна для использования в конкурентных приложениях. Приведу пример, о чем я говорю:
package singleton
type singleton struct {
}
var instance *singleton
func GetInstance() *singleton {
if instance == nil {
instance = &singleton{} // Это НЕ потоко-безопасно
}
return instance
}
При таком сценарии несколько go-рутин могут пройти проверку в if
и они все могут создать свои экземпляры singleton
, которые затрут один другого. Нет гарантий, какой из экземпляров вернет этот метод, а выполнение операций над этим экземпляром может привести к неожиданным последствиям.
Это очень плохо, потому что синглтон подразумевает использование одного экземпляра в разных участках кода, а в нашем случае это будут разные объекты в разных состояниях и с разным поведением. Это может стать настоящим адом во время дебага - ошибку заметить очень трудно, так как паузы рантайма не такие большие, как в продакшене и код ведет себя почти как нужно, что скрывает ошибку от разработчика.
Агрессивная блокировка
Я часто замечал как неправильно пытаются решить эту проблему. Конечно, подобный способ решает проблему потоко-безопасности, но тянет за собой другую не менее опасную ошибку. Он заключается в использовании агрессивной блокировки ресурса при вызове метода.
var mu Sync.Mutex
func GetInstance() *singleton {
mu.Lock() // Неоправданная блокировка, в случае
// когда экземпляр уже создан
defer mu.Unlock()
if instance == nil {
instance = &singleton{}
}
return instance
}
Код, приведенный выше, использует sync.Mutex
для решения проблемы вызова метода в разных потока и приобретает блокировку до создания инстанса. Проблема в том, что мы будем приобретать лишнюю блокировку когда экземпляр уже создан и нужно просто вернуть его. Если будет много конкурентного выполнения кода, то в этом месте у нас будет "бутылочное горлышко", так как в один момент времени только одна go-рутина сможет получить доступ к экземпляру объекта.
Таким образом, это не самое лучшее решение. Нам стоит использовать другие подходы.
Блокировка с двойной проверкой
В C++ (и многих других языках) один из самых лучших способов обеспечения минимальной потоко-безопасной блокировки, это использования паттерна "блокировка с двойной проверкой"(он же "double checked locking" и "check-lock-check"). Ниже приведена реализация этого паттерна на псевдокоде:
if check() {
lock() {
if check() {
// perform your lock-safe code here
}
}
}
Основная идея в том, что мы избегаем агрессивной блокировки благодаря проверки перед этим. Естественно что операция if
дешевле блокировки. К тому же, мы можем подождать и получить индивидуальную блокировку. Таким образом, внутри блока код будет исполнятся единоразово в один момент времени. Но между первой проверкой и взятием блокировки может успеть отработать другой поток, который получил блокировку, поэтому нам нужно выполнить вторую проверку уже после блокировки, чтобы избежать перетирания экземпляров объекта.
На протяжении многих лет, люди работающие со мной знают, что я очень строг, по поводу использования этого паттерна, с моими командами во время ревью.
Если мы применим этот паттерн в нашем методе GetInstance()
, в результате будет что то такое:
func GetInstance() *singleton {
if instance == nil { // Все еще не идеально.
// Тут нет полной атомарности
mu.Lock()
defer mu.Unlock()
if instance == nil {
instance = &singleton{}
}
}
return instance
}
Так уже лучше, но все еще не идеально. Из-за оптимизации при компиляции нет никакой уверенности, что проверка экземпляра бут выполнятся атомарно. Тем не менее, мы двигаемся в нужном направлении.
Мы можем улучшить этот способ, используя пакет sync/atomic
, с помощью которого можно будет устанавливать и проверять флаги, которые будут указывать инициализирован наш экземпляр или нет.
import "sync"
import "sync/atomic"
var initialized uint32
// ...
func GetInstance() *singleton {
if atomic.LoadUInt32(&initialized) == 1 {
return instance
}
mu.Lock()
defer mu.Unlock()
if initialized == 0 {
instance = &singleton{}
atomic.StoreUint32(&initialized, 1)
}
return instance
}
Но... Мне кажется, нам стоит присмотреться к реализации синхронизации go-рутин в стандартной библиотеке.
Идиоматически правильный синглтон в Go
Мы хотим реализовать синглтон паттерн идиоматическим для Go способом. Для этого у нас есть прекрасный пакет sync
. В этом пакете есть тип Once
. Этот тип позволяет выполнять действие только один раз. Ниже приведен код из стандартной библиотеки Go.
// Once это объект, которые позволяет выполнять некоторое
// действие только один раз
type Once struct {
m Mutex
done uint32
}
// Do вызывает функцию f только в том случае, если это первый вызов Do для
// этого экземпляра Once. Другими словами, если у нас есть var once Once и
// once.Do(f) будет вызываться несколько раз, f выполнится только в
// момент первого вызова, даже если f будет иметь каждый раз другое значение.
// Для вызова нескольких функций таким способом нужно несколько
// экземпляров Once.
//
// Do предназначен для инициализации, которая должна выполняться единожды
// Так как f ничего не возвращает, может быть необходимым использовать
// замыкание для передачи параметров в функцию, выполняемую Do:
// config.once.Do(func() { config.init(filename) })
//
// Поскольку ни один вызов к Do не завершится пока не произойдет
// первый вызов f, то f может заблокировать последующие вызовы
// Do и получится дедлок.
//
// Если f паникует, то Do считает это обычным вызовом и, при последующих
// вызовах, Do не будет вызывать f.
//
func (o *Once) Do(f func()) {
if atomic.LoadUint32(&o.done) == 1 { // Check
return
}
// Медленный путь.
o.m.Lock() // Lock
defer o.m.Unlock()
if o.done == 0 { // Check
defer atomic.StoreUint32(&o.done, 1)
f()
}
}
А это означает, что мы можем, со спокойной душой, использовать пакет sync
для вызова метода единоразово. Использовать метод Do
можем вот так:
once.Do(func() {
// в этом месте можно безопасно инициализировать экземпляр
})
Ниже вы можете видеть полный код реализации паттерна синглтон, в которой используется тип sync.Once
для синхронизации доступа в GetInstance()
и обеспечивается единоразовое создание нужного экземпляра.
package singleton
import (
"sync"
)
type singleton struct {
}
var instance *singleton
var once sync.Once
func GetInstance() *singleton {
once.Do(func() {
instance = &singleton{}
})
return instance
}
Как видите, использование sync.Once
это самый элегантный путь для реализации потоко-безопасности. Аналогично в Objective-C и Swift (Cocoa) реализован метод dispatch_once
для выполнения подобных инициализаций.
Заключение
Когда приходится работать с распределенностью и параллельностью, то необходимо совсем по другому смотреть на код. Старайтесь всегда проводить ревью кода чтобы быть в курсе всей кодовой базы.
Все новоприбывшие Go разработчики должны, прежде всего, разобраться как нужно писать потоко-безопасный код. Несмотря на то, что Go позволяет проектировать многопоточный код без значительный усилий, все же остается достаточно много моментов, в которых нужно подумать и найти лучшее решение.